ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СКИФО-САРМАТСКОГО ВРЕМЕНИ

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СКИФО-САРМАТСКОГО ВРЕМЕНИ
(IX в. до н.э. – IV в. н.э.)

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СКИФО-САРМАТСКОГО ВРЕМЕНИ

Искусство художественной обработки металла уходит корнями в глубину веков. Археологические находки свидетельствуют, что уже в III - II тысячелетиях до н.э. мастера Древнего Востока изготавливали изящные украшения и декоративно-прикладные вещи из драгоценных металлов. На территории современной Украины изделия ювелирного искусства получили распространение в I тысячелетии до н.э., с началом эпохи раннего железа - времени применения его как основного материала для производства орудий труда и оружия, перехода в степях к кочевому скотоводству, значительным этническим и культурным изменениям. Одна из интереснейших страниц ее истории связана с киммерийцами, скифами, сарматами - кочевыми ираноязычными племенами, которые почти 15 веков господствовали на широких пространствах южноукраинских степей. У них много общих черт, порожденных способом ведения хозяйства - скотоводством, которое не могло стабильно обеспечивать кочевые племена средствами существования. Поэтому кочевники постоянно воевали, захватывая новые земли-пастбища, грабя другие народы.

Киммерийцы - первые племена, известные по самоназванию, которое донесли до нашего времени древнегреческие мифы, литературные произведения, ассирийские клинописные тексты. Оно было общим для населения степных и лесостепных земель - кочевников и земледельцев. И те, и другие применяли похожее оружие (мечи, копья, боевые топоры, стрелы), конское снаряжение, конструкция которого свидетельствует, что коней запрягали в колесницы, а также использовали как верховых.

По одним версиям, изложенным в письменных источниках, киммерийцы - справедливые добрые скотоводы, по другим - грозные воины-всадники, которые в VIII - VII вв. до н.э. нанесли сокрушительные удары самым могущественным государствам Урарту, Ассирии, их образы - победоносных воинов-конников с луками, мечами, копьями - создали древние художники на вазах и рельефах.

В начале VII в. до н.э. в Северное Причерноморье с Востока (из-за Волги) вторглись скифы. Эти кочевники сыграли огромную роль в истории: их утверждение в Причерноморских степях изменило не только ситуацию в регионе, но и судьбы многих народов. Ученые исследовали большое количество документальных материалов, по которым можно представить разные страницы истории и культуры скифов. Много информации содержат труды древнегреческого ученого Геродота, который жил в V в. до н.э. Он собрал сведения об исторических событиях в Малой и Передней Азии, Египте, Македонии, Фракии, Северном Причерноморье. Ввиду большого значения этих трудов, ученые назвали Геродота «Отцом истории».

Из книг Геродота известно, что изгнанные скифами киммерийцы отступили в Малую Азию. Однако они не чувствовали себя несчастными беженцами. Это было нашествие большой силы, которая уничтожила Фригийское царство, города Магнесию, Смирну, Сарди и другие. И только через 40 лет киммерийское войско разбили ассирийцы; вскоре и название народа исчезло с исторической арены. На ней господствующее место надолго заняли скифы. Они совершили военные походы в Переднюю Азию, выступая против Мидии, Ассирии, Урарту - самых могущественных государств того времени. Непревзойденные лучники, смелые воины, скифы дошли до Египта, где фараон откупился от них подарками. В Передней Азии скифы господствовали 28 лет (с 652 по 625 гг. до н.э.), опустошая земли непомерной данью и грабежами. Недовольство порабощенных стран росло. Мидийскому царю удалось отомстить за всех: как-то он пригласил на большой пир скифских вождей, напоил их, а затем приказал изрубить. После такого позорного поражения скифы вернулись в Причерноморье, безграничные степи которого они считали своими. Позже силой оружия скифы присоединили к своим владениям лесостепные районы Приднепровья, заселенные земледельцами. На протяжении VII в. до н.э. образовалось государство Скифия, которое охватывало земли от Дуная до Дона. А ее северная граница определена условно: приблизительно на широте Киева.

Почти в одно время со скифами в Северном Причерноморье появились переселенцы - греки из Малой Азии (Ионии). По морю на кораблях они преодолели значительное расстояние и заселили безлюдные прибрежные районы Черного моря. Небольшие селения-колонии быстро развивались в экономическом и культурном отношениях и вскоре превратились в государства, наибольшими из которых были Ольвия, Тира, Херсонес, Пантикапей. Между скифами и эллинами сложились мирные отношения, и это стало основой для взаимодействия творческих потенциалов кочевников, автохтонных земледельцев и греков.

В IV в. до н.э., в период правления царя Атея, Скифия достигла наибольшего могущества, значительно расширила границы, наладила связи с самыми развитыми странами. Однако уже в III в. до н.э. она начинает приходить в упадок. Причин можно назвать несколько, но одна из них - экологическая. Большая активность солнца привела к высыханию степей, а интенсивное ведение хозяйства кочевников - к разрушению кормовой базы: степь уже не могла прокормить ни людей, ни животных. Скифы постепенно переселились в Крым, в низовье Днепра. Границы Скифии значительно сократились, хотя государство еще не раз заявляло о себе победными битвами. И даже ее гибель (III в. н.э.) не стерла память о скифах - ловких лучниках, смелых всадниках, верных побратимах.

Опустевшие степи Северного Причерноморья опять ожили со II в. до н.э.: с востока докатилась волна кочевников сарматов. Сарматские племена сформировались в поволжско-приуральских степях в ІIІ в. до н.э., а оттуда постепенно расселились вплоть до Дуная и предгорьев Кавказа. Почти 600 лет античный мир - государства Северного Причерноморья, провинции Римской империи - чувствовал страх перед грозной силой сарматов. Так, Ольвия некоторое время находилась под контролем сарматских царей Фарзоя и его сына Инисмея. Опустошительные войны разрушили некоторые греческие города, укрепления на Нижнем Днепре. Хорошо вооруженные конники (их называли „опоясанные мечом”) могли преодолевать значительные расстояния и часто выходили победителями в столкновениях с врагом. Как и скифы, они ценили прежде всего смелость, доблесть, беспощадность к противникам. В IV в. их владычеству пришел конец - смертельный удар нанесли гунны, которые открыли новую историческую эпоху.

Через несколько тысячелетий киммерийцы, скифы, сарматы заговорили … языком памятников - курганов. Эти земляные сооружения над захоронениями и до сих пор возвышаются в безграничных украинских степях. Значительная часть величественных курганов оказалась усыпальницами степных властелинов. Благодаря археологическим исследованиям в их захоронениях среди многочисленных вещей найдены уникальные произведения древнего ювелирного искусства. Некоторые из них изготовлены местными мастерами, другие имеют иноземное происхождение: награблены в боевых походах, оплачены как дань, привезены купцами из далеких стран. Они отличаются по художественным и техническим особенностям, орнаментам, сюжетам, композиционным решениям.

Наиболее ранние ювелирные изделия происходят из киммерийских захоронений IX - VII вв. до н.э. Они составляют небольшую группу предметов, которые служили украшениями оружия киммерийских воинов, конского снаряжения, одежды, культовых и бытовых предметов. Эти украшения выделяются оригинальными формами, целостностью и лаконизмом композиций, своеобразными узорами.

Киммерийскому искусству были присущи геометрические мотивы: спирали, кольца, крестовидные, прямоугольные и ромбовидные фигуры, лунницы, розетки, меандры. Для изготовления металлических украшений мастера применяли разные технические приемы: литье по восковой модели, ковку, тиснение, резьбу и пайку. Некоторые предметы инкрустированы стеклянными вставками, которые усиливали впечатление декоративной завершенности.

Яркий и неповторимый колорит в древнее искусство Украины внесли кочевые скифы. В скифских курганах найдены прекрасные изделия древней торевтики, созданные лучшими мастерами того времени. В захоронениях царей и аристократии сохранились украшения из драгоценных металлов: ножен мечей, колчанов, конского снаряжения, костюмов. Особой самобытностью выделяются изделия, выполненные в так называемом скифском зверином стиле. Главные персонажи - олень, горный козел, конь, хищники кошачьей породы - поданы в своеобразной манере, которая гармонично соединяла реализм со стилизацией отдельных деталей. Художники изображали животное в определенном ракурсе, подчеркивая видовые признаки, пластику тела, внутренний динамизм и напряжение. Каждый мотив наполнен конкретным содержанием, был магическим амулетом-оберегом, обращением к могучим мистическим силам. Ювелирные изделия изготовляли, как правило, тиснением или чеканкой, иногда в виде миниатюрной скульптуры. На территории Скифии, как и в греческих городах-государствах Северного Причерноморья работали талантливые мастера, которые выполняли заказы, исходя из вкусов скифской элиты. Наряду с изделиями местных ювелиров большой популярностью пользовались античные высокохудожественные произведения из Ольвии, Пантикапея, Средиземноморья.

Постепенно реалистичные фигуры животных были заменены на стилизованные, плоские, и со временем они превратились в детали абстрактных узоров. На рубеже V - IV вв. до н.э. в Северном Причерноморье сформировался своеобразный декоративный стиль - эллино-скифский. Основу композиции изделий в нем составляли греческие образы и мифологические сюжеты. Эллинские ювелиры создавали вещи, которые становились моделями для местных мастеров. Эти мастера усваивали художественные и технологические особенности исполнения греческих изделий и наделяли их региональными чертами.

Среди скифов приобрели популярность образы и сюжеты, выполненные причерноморскими художниками в соответствии с традициями эллинского классического искусства. На различных предметах помещены сцены терзания хищниками добычи, поединка человека с чудовищем, а также сложные многофигурные композиции. Яркий тому пример - серебряная чаша из кургана Гайманова Могила. На ней изображены одетые в парадные костюмы вельможные скифы, которые держат в руках символы власти. Поражает виртуозность исполнения сюжета, реалистичность, „портретность” основных действующих лиц, мастерство тонкой гравировки в передаче черт лица, завитков волос, в отделке одежды и оружия.

На золотом „шлеме” из кургана Передериева Могила реалистично поданы сцены битвы старых скифов с молодыми: возможно, иллюстрация к одной из пересказанных Геродотом скифских легенд. Привлекают внимание и высокий рельеф, и графический рисунок - вместе они создают живую картину, преисполненную экспрессии.

Среди памятников, которые составляют ценный источник для изучения духовного мира причерноморских кочевников, выдающееся место принадлежит пекторали - нагрудному украшению скифского царя. „В ней воплощена душа целого народа”, - написал известный украинский археолог Б.Н. Мозолевский, который в 1971 году открыл ее миру. Талантливый древнегреческий мастер-ювелир, используя разные технические приемы: литье по восковой модели, гравировку, скань, зернь, пайку, инкрустацию - достиг особенной выразительности в воплощении заказанной композиции. Сюжеты, представленные на трех ярусах-”мирах” пекторали, имеют сложное символическое значение. Поражает реализм, гармоничность и пропорциональность образов, динамика сцен борьбы животных, завершенность форм и совершенство работы. Яркий желтый цвет и блеск золота, олицетворявшие солнечное божество, как бы благословляли магическую модель скифского мироздания, получившего отражение на пекторали.

В эллинистический период (конец IV в. до н.э. - I в. н.э.) среди обиходных вещей увеличилось количество предметов роскоши; ювелирные изделия стали более вычурными и изысканными. У представителей элиты скифского общества вошли в моду эллинские украшения, декоративные элементы в оформлении головных уборов и одежды, специальная посуда для ароматического масла. Древние ювелирные произведения привлекают внимание оригинальными формами и орнаментами. Золотые вещи стали намного ярче благодаря оформлению эмалью, драгоценными камнями, цветным стеклом. Это явление в декоративном искусстве называется полихромным стилем, который получил широкое распространение в культуре сарматов во II в. до н.э. - IV в. н.э.

К периоду расцвета сарматской культуры (І в. н.э.) принадлежит большинство самых богатых курганов, в которых найдены высокохудожественные изделия античных, фракийских и малоазийских центров. Как и в скифском искусстве, в художественных изделиях сарматов преобладали зооморфные мотивы. Однако они отличались от скифских манерой трактовки: значительной стилизацией, орнаментальностью, инкрустацией фигурок животных цветными вставками. В первые века нашей эры наметилась тенденция к замене традиционных звериных мотивов геометрическими узорами. Почти всю поверхность изделий заполняли полудрагоценными или драгоценными камнями, разноцветным стеклом, эмалью. Прекрасные образцы этого стиля - полые золотые браслеты из Ногайчинского кургана, покрытые жемчужинами и бусинами из оникса. На корпусе этих наручных украшений помещены скульптурные изображения мифических образов - Эрота и Психеи. На фигурках одного из браслетов сохранились изумруды, оправленные в золото, на его массивных застежках - большие вставки из ярких камней. Отделка браслета отличается утонченностью и художественным совершенством.

Культурные достижения древнейшего населения юга Украины становились образцами для художников новой эры. Последующее развитие полихромного стиля в ювелирных изделиях произошло уже в эпоху „большого переселения народов” (IV - VII вв.).

Широкие торговые и культурные связи населения Северного Причерноморья отразили разнообразные находки, которые происходили как из местных ремесленных центров, так и с Кавказа, стран Средиземноморья, Италии, Египта, Ирана, Индии. Художественные традиции нашли закономерное продолжение в разных видах изобразительного искусства славянских племен этого региона.

сайт создан компанией