ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(III – XIV вв.)

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Хардаев В.М.
Авторы-составители каталога: Старченко Е.В., Хардаев В.М.

Повышенное внимание к ювелирному искусству является одной из характерных особенностей нашего времени. И это не случайно. Ведь в творчестве как современных, так и древних ювелиров всегда наиболее свободно и непосредственно отражаются глубинные представления людей о прекрасном в эстетичном и даже этическом выражении важнейших законов и норм жизни.

Значительный интерес вызывают первоклассные ювелирные изделия эпохи средневековья из сокровищницы музея, которые сохранились до наших дней. Эта уникальная коллекция, мало известная специалистам, представляет большую художественно-историческую и документальную ценность. Немало предметов из собрания музея содержат важные сведения не только об истории развития художественного ремесла, но и о культурных связях и влияниях, мироощущении, традициях и вкусах. В известной мере они также являются отображением материальной и духовной культуры народов, которые жили в тот насыщенный бурными событиями период истории.

В составе коллекции - прекрасные изделия из золота и серебра, изготовленные в сложнейших техниках художественной обработки благородных металлов, декорированные сканным, гравированным и чеканным орнаментами, перегородчатыми эмалями, чернью и позолотой, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями. Много веков назад к таким изделиям принадлежали и украшения праздничного наряда, вооружения, конской сбруи, а также культовые и бытовые предметы, которые найдены на территории Украины во время археологических раскопок в захоронениях вождей кочевых племен, в составе древнеславянских и древнерусских кладов.

Высокий уровень мастерства ювелиров, которые создали эти бесценные произведения, воплотился в гармоничном сочетании практической целесообразности вещей с красотой и изысканностью их внешнего вида.

Памятники ювелирного искусства IV - XIV вв., выполненные художниками различных племен и народов, были распространены на значительной территории: в степях от Дона до Дуная, а также в лесостепной и лесной зонах современной Украины. С древних времен эти регионы населяли народы, которые отличались друг от друга по этническому составу, языку, уровню материального и культурного развития.
В южноукраинских степях жили многочисленные кочевые скотоводческие племена: готы (III - V вв.), гунны (IV - V вв.), авары (VI - VII вв.), хазары (VII - X вв.), печенеги (Х - ХI вв.), половцы (ХI - ХIII вв.), монголо-татары Золотой Орды (XIII - XV вв.).

В лесостепной и лесной полосах с VI в. хозяйствовали оседлые хлебопашеские восточнославянские племена.

Культура кочевников (номадов) средневековья в значительной мере является синкретической. Она формировалась в результате слияния творческих достижений воинственных кочевников с культурой племен завоеванных земель и под сильным влиянием окружающих стран, с которыми степняки имели разнообразные отношения.

Ювелирное искусство кочевников является одной из самых ярких страниц творчества народов, которые заселяли степные пространства Северного Причерноморья в IV - XIV вв.

В художественном наследии каждого кочевого общества наблюдается появление черт и особенностей, которые соответствовали новым представлением и во многом отличались от тех, которые были присущи этим народам в районах их прежнего обитания.

В течение многих веков ювелирное искусство кочевников испытывало сложные трансформации. При сохранении старых традиций изменялись формы, декор, совершенствовалась технология изготовления, появлялись новые виды технических приемов художественной обработки драгоценных металлов и тому подобное. Вообще развитие ювелирного искусства находилось в прямой зависимости от социальных условий, требований моды, общего уровня развития культуры.

В скифо-сарматскую эпоху большинство высокохудожественных ювелирных изделий были изготовлены греческими мастерами, которые проживали в античных государствах Северного Причерноморья (Херсонес, Боспор и др.). В средние века эти античные центры стали провинциями Восточно-Римской империи - Византии. И уже византийские ювелиры в процессе постоянных контактов со степными народами изготовляли ценные изделия по заказу представителей богатых слоев многочисленных кочевых сообществ, которые сменяли друг друга. Интерес к предметам роскоши византийского производства как у народов Восточной, так и Западной Европы возник не случайно. Ведь во времена средневековья изделия художественного ремесла и декоративно-прикладного искусства Византии получили мировое признание. Искусство Византии, которое сохранило лучшие традиции античности, вобрало в себя много элементов искусства Древнего Востока, а также характерные черты художественного творчества варварских народов. Византийские мастера-ювелиры, которые создавали непревзойденные украшения из золота и драгоценных камней, долгое время оставались законодателями вкусов. Их изделия были своего рода эталонами, на которые ориентировались и которым стремились подражать.

В эпоху средневековья культура кочевников Северного Причерноморья развивалась параллельно с культурой славян Восточной Европы. Благодаря тесным отношениям двух различных миров постепенно происходил сложный процесс культурного взаимовлияния степняков и земледельцев, которое нашло свое отражение в художественном творчестве этих народов.

Анализируя ювелирное искусство восточных славян VI - XIII вв., можно выделить два этапа в его развитии. Первый - древнеславянский (VI - VIII вв.) - связан с культурой крупнейшего восточнославянского племенного союза Среднего Поднепровья - полян-руссов. Второй этап - древнерусский (ІХ-ХІІІ вв.) - связан с культурой первого восточнославянского государства - Киевской Руси.

Самым важным явлением в культурной жизни древних славян является возникновение на территории Среднего Поднепровья в VI в. торгово-ремесленных центров со многими видами производства, включая и ювелирное.

В течение VII - VIII вв. ремесленные поселения превращаются в города. Городские ювелирные мастерские обеспечивали своей продукцией не только местные приднепровские, но и другие древнеславянские племена, которые расселились на территории Восточной Европы.

В этот период в ювелирном искусстве можно увидеть элементы балкано-византийской культуры, а также некоторое влияние культуры племен Южной Прибалтики и Северного Причерноморья.

Искусство древних славян, как и других европейских народов в эпоху раннего средневековья, представляется нам чем-то далеким и малопонятным. О нем не вспоминают летописи, ни одно сооружение тех времен не дошло до наших дней. Однако найденные во время археологических раскопок памятники свидетельствуют, что искусство древних славян, как и других народов тех времен, было тесно связано с бытом. Разнообразные предметы домашнего обихода, оружия, орудий труда, одежды, а также ювелирные изделия были украшены яркими своеобразными узорами. Именно в этой отрасли творчества - в создании новых орнаментов, декоративных форм, технических средств изготовления ювелирных изделий - проявилась неисчерпаемая фантазия и мастерство славянских художников. Их искусство было неразрывно связано с мировоззрением древнеславянских племен, ибо все творения, по древним представлениям, таили в себе определенную символику, связанную с языческими верованиями. Любые изображения - образы людей и животных, растительные орнаменты, геометрические узоры - имели конкретное назначение: оберегать владельца от разных бед, помогать ему в жизни и труде.

Яркое и самобытное искусство древних славян, которое складывалось в течение многих веков, стало фундаментом, на котором родилось и развивалось искусство Киевской Руси.

В X в., с принятием христианства, первое восточнославянское государство - Киевская Русь - было втянуто в могучий жизненный поток западноевропейского и византийского мира, в сферу христианской культуры. В процессе ее усвоения и многовекового творческого переосмысления возникло оригинальное и самобытное древнерусское искусство, которое является предметом законной гордости украинского народа.

Наиболее ярким проявлением древнерусского искусства было ювелирное дело, которое к середине XIII в. достигло наивысшего расцвета. В это время изделия мастеров-ювелиров Киева, как центра ювелирного производства в государстве, пользовались большим спросом не только в Киевской Руси, но и за ее пределами.

Художники Киевской Руси внесли большой вклад в сокровищницу мировой культуры. Творчество древнерусских мастеров уходит корнями в глубь веков. На пути своего исторического развития славяне Восточной Европы имели взаимоотношения со многими неславянскими племенами и народами. Поэтому формирование искусства Киевской Руси было сложным процессом, который синтезировал иранское, фракийское и финно-угорское наследие, вобрав в себя византийские, арабские и норманнские художественные традиции и мотивы. Ни в одной стране средневековья нельзя встретить так много перекрестных влияний, как здесь, в контактной зоне между странами Запада и Востока, Византией и Скандинавией.

Рядом с древнерусскими драгоценными предметами зажиточные слои восточнославянского населения, хотя и в меньшей мере, пользовались и привозными высокохудожественными ювелирными изделиями, которые попали в Киевскую Русь в результате военных походов, торговых и культурных связей со странами Западной Европы, Византии, Кавказа, Скандинавии и со степными племенами.

Некоторые из привозных изделий становились образцами для художественного творчества древнерусских мастеров. Однако в основе ювелирного искусства Киевской Руси лежали национальные формы, сюжетные композиции и орнаменты, которые отвечали местным традициям и обычаям.

Во второй половине XIII в. развитие восточнославянской культуры на несколько веков было прервано монголо-татарским нашествием. Однако художественные достижения Киевской Руси не погибли: они стали неисчерпаемым источником, основой творчества украинского народа на протяжении последующих веков.

 

сайт создан компанией