ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЕРЕБРО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XV - начала XX вв

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЕРЕБРО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
XV - начала XX вв.

Собрания памятников прикладного искусства, хранящихся в музее, разнообразные и чрезвычайно интересные. Значительную часть их составляют серебряные изделия, выполненные западноевропейскими мастерами в XV - начале XX вв. Научное исследование этих изделий началось только в 1998 году, поэтому некоторые из них еще требуют детального изучения.

Высокий уровень исполнения предметов, которые происходят из известных ювелирных центров Европы, широкие хронологические рамки коллекции свидетельствуют о ее большой ценности, хотя в своей основе она не является целостным собранием. „Биография” этих предметов имеет много белых пятен, ведь об истории комплектования коллекции почти ничего неизвестно. В ней в основном представлены изделия ювелирного дела тех стран, с которыми Украину связывала общая историческая судьба и тесные торговые отношения. Коллекция насчитывает около 400 предметов, которые представляют творчество почти 100 мастеров из разных стран Европы. Выполненные в разных стилях - от готики до модерна, эти образцы дают представления о развитии ювелирного искусства в Германии, Польше, Венгрии, Нидерландах, Франции, Италии, Швеции, Австрии. Самыми ранними из них по времени исполнения являются два потира XV в., изготовленные венгерскими мастерами.

Довольно большим количеством экспонатов представлена Германия, которой принадлежит видное место в западноевропейском ювелирном искусстве. Богатая на серебряные прииски Германия имела известные центры по изготовлению художественного серебра в Нюрнберге, Аугсбурге, Гамбурге, Брауншвейге, Кенигсберге, Берлине. Там работала целая плеяда мастеров с высокой технической выучкой, большим опытом. Благодаря их неутомимым творческим поискам было создано такое разнообразие видов серебряной посуды и декоративных изделий, какое не была в состоянии создать ни одна страна Европы.

Среди немецких художественных центров пальма первенства принадлежит Нюрнбергу. Уже в XIII в. Нюрнберг получил право имперского города. Он был значительным торговым центром, который с конца XV до начала XVII в. переживал время высочайшего развития ювелирного мастерства. Именно тогда больше всего изготовлялось предметов из драгоценных металлов, которые распространялись на рынках не только Германии, но и за ее пределами. Нюрнбергские мастера в особенности прославились изготовлением разнообразных кубков: двойных, колокольчатых, „ананасных”, „виноградных”; в виде кораблей, фигур людей или животных. Они украшались чеканными, гравированными, эмалевыми узорами и фигурными композициями. В дальнейшем историческая ситуация сложилась не в пользу Нюрнберга. Вследствие Тридцатилетней войны благосостояние города было подорвано, и Нюрнберг утратил свое бывшее величие. Место ведущего художественного центра занял свободный город Аугсбург, для которого XVII и XVIII вв. стали эпохой наивысшего расцвета ювелирного дела. Этому благоприятствовали, прежде всего, такие факторы, как наличие серебряных рудников, большие богатства города как центра торговли, выгодное расположение Аугсбурга на путях сообщения. В коллекции музея представлены работы ведущих аугсбургских мастеров: Йоганна Фликера III, Абрахама Варембергера, Давида и Габриэля Бессманов, Каспара Кольба, Йоганна Карла Штиппелдея и др. Среди этих работ выделяются предметы, выполненные в стиле барокко. В период раннего барокко преобладают мотивы так называемого кнорпельверка, то есть хрящевидного орнамента, и рольверк-орнамента, составленного из раскатанных лент или ремешков, которые скручиваются в спирали и образуют разнообразные картуши. Постепенно, уже в эпоху позднего барокко, эти орнаментальные узоры вытесняются растительным декором из крупных цветов, связок плодов, гирлянд. Такое оформление присуще изысканным декоративным блюдам, которыми славились аугсбургские ювелиры. Не менее известными были и аугсбургские эмальеры, изделия которых отличались яркой цветовой гаммой, тонкой прорисовкой деталей, четкостью композиций.

Значительным ювелирным центром был и Кенигсберг, известный изготовлением массивных кружек. Как и во всей Европе, в период ренессанса и барокко кружки и некоторые другие предметы часто украшались аутентичными монетами и медалями. Уникальной в коллекции музея можно считать кружку такого сорта, выполненную ведущим кенигсбергским мастером Петером Шонемарком.

Почти половину западноевропейских изделий из серебра, которые хранятся в Музее исторических драгоценностей Украины, составляют польские серебряные предметы светского и церковного назначения. Они представлены известными центрами ювелирного производства Польши в городах Вроцлав, Гданьск, Варшава, Краков, Глогув, Стшелин, Стшегом, Олава.

Самыми многочисленными являются изделия XVI - начала XIX вв. из Вроцлава. Известный в литературе также как Бреслау, Вроцлав вместе с Силезией входил в состав Австрийской монархии Габсбургов, а с 1742 года находился под властью Пруссии. Лишь после Второй мировой войны его возвратили Польше. Вроцлав сохранял почетное место выдающегося центра ювелирного производства Силезии вплоть до XX в. Судя по представленным в музее вроцлавским изделиям, можно говорить о высоком мастерстве его ювелиров на всех этапах развития ювелирного производства - от ренессанса до классицизма. Об этом свидетельствуют и имена 29 ведущих мастеров, которые представляют эту коллекцию. Среди них - Йорг Шлефусс, Ганс Хокке, Кристиан Ментцель, Готфрид Хайнтце, Тобиас Шир, Томас Бейль и др.

Гданьск - главный морской порт и торговый центр Польши. На протяжении нескольких столетий он был также одним из важных центров художественной культуры, в том числе и ювелирного дела. Высочайший расцвет ювелирное производство в этом городе переживало во второй половине XVII в. Гданьские мастера изготавливали и предметы культового характера, и бытовые изделия: столовая посуда, сосуды для питья, приборы для сервировки стола и т.п. Наиболее полно и разнообразно представлены гданьские изделия эпохи барокко. Это творческий задел таких ведущих мастеров, как Натанаэл Шлаубиц, Кристиан Пихгель, Эрнст Кадау II, Якоб Бекгаузен и прочие. Как и в других ювелирных центрах, в Гданьске работали целые семьи, кланы ювелиров, работы которых отличались характерными лишь для них особенностями технологических приемов и декора, воспроизведением определенных мифологических и библейских композиций.

Серебряные изделия Варшавы XIX в. дают возможность достаточно полно представить основные направления польского ювелирного дела того времени. Варшавский классицизм представлен в собрании музея работами Яна Мацея Шварца и Шимона Станецкого с характерными для них взвешенными пропорциями и декором, которые подчеркивают благородный силуэт предмета. В первой половине XIX в. в Варшаве были заложены первые ювелирные фабрики, среди которых наиболее известной является фабрика Йозефа Фраже и Кароля Филиппа Мальча. Основанная в 1828 году Мальчем фирма в 1867 году перешла к его наследникам и просуществовала до 1939 года.

Изысканностью форм и оригинальностью декора отличаются представленные в собрании музея работы венских мастеров. С начала XIX в. Вена становится одним из ведущих центров ювелирного дела в Европе. Столовую посуду в стиле неорококо, изготовленную в Вене, можно увидеть почти во всех странах Европы.

Коллекция западноевропейских изделий из серебра является не только важным источником для изучения этапов развития стилевых направлений, художественного мастерства ювелиров. Прежде всего, она дает возможность наслаждаться красотой и удивляться необыкновенным и неисчерпаемым возможностям человеческого таланта.

Кружка 1600 г.

Кружка

Около 1600 г.

Германия, Аугсбург.

Мастер Йоганн Фликер III.

 

Кубок „Сова”

Кубок „Сова”

1622-1660 гг.

Германия, Нюрнберг.

Мастер Вольф Кристоф Риттер.

Кружка 1670-1730 гг.

Кружка

1670-1730 гг.

Германия, Кенигсберг.

Мастер Петер Шонермарк.

Блюдо

Блюдо

1640-1677 гг.

Германия. Аугсбург.

Мастер Давид Бессман.

Блюдо 1630-1650 гг.

Блюдо

1630-1650 гг.

Польша, Гданьск.

Мастер Петер фон дер Реннен.

Кружка 1659-1684 гг.

Кружка

1659-1684 гг.

Германия, Кенигсберг.

Мастер Лоренц Гофман.

Потир

Потир

1694 г.

Германия, Аугсбург.

Мастер Вольфганг Каспар Кольб.

Блюдо 1690-1691 гг.

Блюдо

1690-1691 гг.

Польша, Вроцлав.

Мастер Христиан Винклер.

Блюдо 1674-1681 гг.

Блюдо

1674-1681 гг.

Польша, Гданьск.

Мастер Ернст Кадау II.

Стопа

Стопа

1689 г.

Германия, Аугсбург.

Мастер Йоганн Конрад Треффлер.

Блюдо 1695-1700 гг.

Блюдо

1695-1700 гг.

Германия, Аугсбург.

Мастер Абрахам Варембергер.

Кружка 1736 г.


Кружка

1736 г.

Германия, Аугсбург.

Дарохранительница

Дарохранительница

1710-1720 гг.

Польша, Глогув.

Мастер цеха Йоганн Стосс.

Монстранц

Монстранц

1761-1771 гг.

Польша, Вроцлав.

Мастер Йоганн Готлиб Окруш.

Потир 1728-1737 гг.

Потир

1728-1737 гг.

Польша, Вроцлав.

Мастер Христиан Питчман.

Супница

Супница

Середина XIX в.

Германия, Аугсбург.

Кувшин „Пегас”

Кувшин „Пегас”

Начало XIX в.

Германия, Берлин.

Брелок „Золотое руно”

Брелок „Золотое руно”

Начало XIX в.

Германия.

Супница XIX в.

Супница

Начало XIX в.

Польша, Варшава.

Мастер Шимон Станецкий.

Чайник XVIII в.

Чайник

Конец XVIII в.

Франция.

Столовый комплект 1858 г.

Столовый комплект

1858 г.

Австрия, Вена.

Кувшин для вина XIX в.

Кувшин для вина

Конец XIX в.

Австро-Венгерская империя, Вена.

Монстранц 1853 г.

Монстранц

1853 г.

Польша, Варшава.

Фирма Кароля Филиппа Мальча.

Ваза XIX в.

Ваза

Последняя четверть XIX в.

Германия.

Кувшин 1806 г.

Кувшин

1806 г.

Австрийская империя, Вена.

Кружка 1900 г.

Кружка

1900 г.

Германия.

Фирма „J.Wagner & Sohn” (Вагнер и сын).

Блюдо конец XIX  начало XX вв.

Блюдо

Конец XIX - начало XX вв.

Германия.

<< Назад

сайт создан компанией