секс шоп

УКРАИНА XVI - XX вв.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО В УКРАИНЕ В XVI - XX вв.

Коллекция изделий украинских мастеров, представленная в собрании Музея исторических драгоценностей Украины, отображает основные этапы развития ювелирного искусства в Украине в XVI - XX вв. Эти работы дошли до нас сквозь века, чтобы рассказать о мастерах-ювелирах, которые обессмертили себя непревзойденными творениями. К сожалению, имена некоторых из них неизвестны. Каждый предмет - это воплощение эпохи, стиля с его своеобразной символикой, которая своими корнями уходит в глубину тысячелетий. Иногда с определенным предметом связано имя выдающегося лица или известного события в истории, страницы которой постепенно открываются глазам исследователей. На протяжении веков эти предметы неоднократно меняли владельцев, пока не попали в музей, где стали раритетными экспонатами, безмолвными свидетелями своего времени.

Светские предметы ювелирного искусства составляют лишь небольшую часть изделий украинского ювелирного дела. Большинство произведений украинских ювелиров - это предметы культа. И это не удивительно, ведь церковь была одним из самых богатых заказчиков. Кроме того, верующие, а среди них и известные исторические лица, дарили ей ценные предметы, о чем свидетельствуют сделанные на них соответствующие надписи.

На протяжении XVI - XX вв. в ювелирном искусстве Украины развивались все стилевые направления, которые доминировали в тогдашней Европе. Но под влиянием местных традиций они приобретали новые, оригинальные черты.

В XVI - первой половине XVII вв. выдающаяся роль в развития ювелирного искусства на территории Украины отводилась Львову, который находился на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом.

Вероятно, мастера-ювелиры работали в Львове со времени возникновения города (1256 г.), но в документах первое упоминание о золотых дел мастерах относится к 1384 году. В конце XVI в. в Львове насчитывалось 30 мастеров-ювелиров, которые еще не имели своего цеха, а входили вместе с литейщиками и художниками в общее цеховое объединение. Дата учреждения отдельного ювелирного цеха - 1600 год, когда магистрат города утвердил его устав. Чтобы не допускать фальсификаций золотых и серебряных изделий, устав вменял в обязанность ювелиров ставить на своих изделиях личные (родственные) знаки, так называемые гмерки. Проба серебра не могла быть ниже одиннадцатой. Подтверждением допустимой пробы в известных европейских центрах было городское клеймо, но на изделиях львовских ювелиров оно появилось только в 1678 г. Это было изображение льва в фигурном поле.

Национальный состав львовских ювелиров был довольно пестрым: украинцы, поляки, армяне, евреи. Упоминаются приезжие мастера - венгры, немцы, есть сведения о французах и шведах. Но согласно устава ремесленники других вероисповеданий, кроме католического, в цех не принимались. Таким образом, украинские, армянские, еврейские ювелиры автоматически оказывались вне цеха, то есть становились так называемыми „партачами”. С течением времени этим „партачами” разрешили изготовлять и продавать золотые и серебряные изделия при условии уплаты цеху специального денежного взноса. В первой половине XVII в. львовский ювелирный цех насчитывал 80 человек.

Ассортимент изделий, изготавливаемых львовскими мастерами, был очень широк: символы власти (булавы, перначи), культовая посуда (потиры, монстранцы, реликварии), многочисленные предметы домашнего употребления (вазы, подносы, ложки), разнообразные дополнения к костюму, а также драгоценности. Львовские ювелиры отличались своеобразной манерой украшения драгоценными и полудрагоценными камнями (чаще всего это были бирюза и альмандины) оружия, конского снаряжения. Камень доставлялся с Ближнего Востока. Такое соединение восточных мотивов с элементами западноевропейского искусства было характерной особенностью львовского ювелирного дела.

Учитывая спад торговли из-за национально-освободительной войны (1648-1654) и бесконечных грабежей со стороны Турции, Швеции, Крымского ханства, вторая половина XVII в. была неблагоприятным периодом для львовского ювелирного дела. Однако на протяжении последующих веков, как в составе Польши, так и в составе Австрии, Львов оставался значительным центром ювелирного производства, изделия которого были хорошо известны в Западной Европе.

Как и другие виды искусства, ювелирное развивается по своим канонам. На него влияют и традиции минувших столетий, и новые веяния, и новые источники вдохновения. Так и в украинском ювелирном деле начала его развития ощущается тяга к древним корням - древнерусскому искусству, влияниям западноевропейских культурных достижений, старание создать что-то свое, неповторимое, которое базировалось бы на сугубо местных традициях. Поэтому XVI - первую половину XVII вв. можно охарактеризовать как период становления, творческих поисков мастеров, в произведениях которых ощущается и влияние готики, и некоторые мотивы ренессансного искусства. Ювелиры совершенствуют свое мастерство, разнообразят технические приемы обработки драгоценных металлов. На этом этапе преобладают техники литья, гравировки, позолоты; ювелиры украшают свои изделия вставками драгоценного и полудрагоценного камня.

Со второй половины XVII в. начинается новый этап в истории ювелирного искусства Украины. Главным экономическим центром Украины становится Киев, который играет роль значительного средоточия украинской культуры. В городе развиваются разнообразные ремесла, и среди них - ювелирное дело. Кроме Киева, предметы из драгоценных металлов изготавливаются также и в других городах Украины: Чернигове, Козельце, Нежине, Новгород-Северском, Стародубе, Ромнах, Глухове, Батурине, Остроге, Кременце, Кременчуге и др. Это свидетельствует не только о возрастании культурных традиций, а и о значительном спросе разных слоев тогдашнего населения на драгоценные предметы.

Первые упоминания о киевском ювелирном цехе относятся к 1503 году, тем не менее, уже со второй половины XVII в. в письменных источниках сведений о нем нет. Лишь в документах 1794 года ювелирный цех упоминается снова как самостоятельный. Вероятно, что ювелиры длительное время входили в состав иконописного цеха. Работали они и в Киево-Печерской лавре, но, как оказалось, самые ответственные работы монастырь заказывал ювелирам, которые работали на Подоле. Ранние работы киевских мастеров обнаружить очень тяжело, ведь их часто не подписывали. Лишь отдельные драгоценные предметы XVI - XVII вв. имеют подписи мастеров - имя и фамилия. Редко можно встретить подписи ювелиров и на изделиях XVIII - XIX вв. В это время на предметах, изготовленных киевскими мастерами, ставилось клеймо с инициалами мастера (кириллицей или латынью), также городское клеймо с надписью „KIOV”, проба металла (на серебряных изделиях чаще всего число „12” по каратной системе). В 80-е годы XVIII в. на ювелирных изделиях из Киева появилось новое клеймо в виде миниатюрного герба города с изображением архистратига Михаила с мечом и щитом. В начале XX в. на киевском клейме появилась надпись „Кіевь”.

Исследователи обнаружили свыше 200 имен киевских мастеров, представителей национальной школы ювелиров со своими художественно-стилистическими традициями.

В обработке и декоре драгоценных металлов киевские ювелиры использовали такие традиционные техники и художественные приемы, как литье, ковку, чеканку, гравировку, позолоту, живописную эмаль, чернь, скань.

В XVII в. в связи с активной застройкой города, восстановлением древних и строительством новых православных храмов ощущается потребность в драгоценных предметах, в особенности культового назначения. Для нужд киевских церквей местные мастера Иван Равич, Иеремия Белецкий, Иван Атаназевич, Матвей Нарунович, Федор Левицкий и прочие изготовляли разные литургийные предметы: ризы к иконам, напрестольные кресты, потиры, дарохранительницы, митры, панагии, нательные кресты, украшенные вставками из драгоценного камня.

Оправы уже отпечатанных церковных книжек стали также украшаться окладами из драгоценных металлов, часто инкрустированных драгоценными и полудрагоценными камнями, живописными эмалями. Так, уже в первой половине XVII в. сложились основные принципы оформления окладов Евангелий. Деревянные доски обтягивались бархатом или покрывались сплошной металлической пластиной. На лицевой доске закреплялись средник и четыре угольника, на оборотной - средник и ножки, так называемые пукли. Металлическими деталями украшались корешок и застежки. Традиционно на окладах Евангелий этого времени средник выполнялся в виде арки с фигурными колонами и „Распятием с предстоящими”. Угольники имели вид буквы „Г”. На них изображены евангелисты с их символами, а также херувимы. Поверхность между средником и угольниками заполнен розетками. Края наружных и нижних досок имеют вид полос со сплошным зубчатым узором (напоминает крестоцвет), заимствованным из древних западноевропейских готических орнаментов. Таким образом, в оформлении окладов Евангелия еще ощущается соединение разных художественных стилей. В последней четверти XVII в. таких памятников встречается уже меньше. Изделия отличаются самобытными чертами: популярным становится рельефный растительный узор, тщательнее выполняются пластические и графические изображения.

Высочайший расцвет украинского ювелирного дела, в частности киевского, приходится на время украинского барокко с его новым типом мировосприятия, обозначенным жизнеутверждающим характером, человечностью.

Барокко в ювелирном деле (конец XVII-середина XVIII вв.) - это пышный чеканенный узор из листьев аканта, типичный для всего европейского искусства этого времени, это цветы и плоды, часто сплетенные в гирлянды и букеты.

В барочном декоре украинские ювелиры использовали также мотивы местной флоры: цветы васильков, гвоздики, барвинка, плоды малины, шиповника, виноградную лозу с сочными гроздьями. Изысканными чеканными орнаментами отмечаются работы выдающихся киевских мастеров И. Равича, И. Белецкого, М. Наруновича, В. Мощенко, М. Лазаревича.

На стиль исполнения предметов культового назначения эпохи барокко повлияли и архитектурные формы. Так, в первой половине XVIII в. киевские мастера И. Равич, С. Тарановский, Ф. Левицкий создавали серебряные дарохранительницы в виде двухъярусных или трехъярусных сооружений, украшенных скульптурными элементами, сложными сюжетными композициями, которые напоминали каменные колокольни.

Ювелирные изделия украшались драгоценными камнями. Наиболее популярными были бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины, а также жемчуг. В особенности роскошный вид имеют украшенные таким образом митры - головные уборы высшего духовенства, и панагии - небольшие нагрудные иконки на цепочках, которые носили высшие духовные лица поверх одежды.

На многих предметах встречаются живописные эмали, которые гармонично вписываются в декоративное пространство изделия. Довольно сложная техника финифти требовала незаурядного мастерства. Как правило, мастера-ювелиры закупали готовые или заказывали эмальерам медальоны определенных размеров, форм, цветов и сюжетов и вставляли их в свое изделие. С конца XVII в. до первой половины XIX в. основным центром производства эмалей была Киево-Печерская лавра. На творчество мастеров-эмальеров большое влияние оказали художники школы живописи, открытой при монастыре. В изысканной палитре украинских живописных эмалей преобладают розовые, сиренево-розовые, теплые желтые, голубые, вишневые цвета. Иногда изображения размещались на теплом темно-коричневом фоне. Большинство изделий живописной эмали анонимны, т.к. свое имя мастер подписывал на контрэмали - оборотной стороне медальона, которой он наглухо закреплялся в украшаемый предмет.

На многих культовых предметах украинского ювелирного дела имеются вкладные надписи представителей казацкой старшины, которая была одним из главных заказчиков и богатейших собственников предметов из драгоценных металлов. Широко известна и меценатская деятельность казацко-старшинской верхушки, статус которой усилился после национально-освободительной войны 1648-1654 гг. Много сил для укрепления православия приложил гетман Иван Мазепа. Он был основателем строительства и восстановления 20 храмов, которым дарил многочисленные драгоценные ритуальные предметы. Стиль барокко так крепко вошел в искусство украинского ювелирного дела, ярко отображая пафос того времени, что даже появилось понятие „мазепинское” (или „казацкое”) барокко.

В барочном чеканном узоре серебряного, позолоченного оклада иконы Дегтяревской Богородицы, для которой был даже сооружен каменный храм Покровы, будто сконцентрировался удивительно праздничный, духовно приподнятый мир украинского барокко. На известном окладе сохранился герб Мазепы, хотя и изуродованный после провозглашения анафемы гетману и его соратникам.

В 60-е годы XVIII в. в украинском ювелирном искусстве появляются признаки новых художественных веяний, связанных с распространением стиля рококо. Его характерными особенностями были свободная композиция, ассиметричность, усложненные формы, выгнутые линии, орнаментальные мотивы в виде причудливых завитков, похожих на ракушку, и т.п. Этот стиль быстро восприняли киевские мастера К. Чижевский, И. Атаназевич, Я. Величковский, Д. Любецкий и др. Но в изделиях провинциальных мастеров еще долго ощущался приоритет барочных мотивов, которые были более близкими народному искусству.

С конца XVIII в. на творчество украинских ювелиров начинает влиять стиль классицизма с его стремлением достичь ясности, логичности, симметричности. Особого распространения в украинском ювелирном деле он не получил. Но в творчестве отдельных киевских мастеров - Ф. Коробки (Коробкин), И. Ярославского, И. Винниковского, Г. Проценка - этот стиль набирает своеобразной трактовки: изделия строгой формы украшаются выразительным чеканным узором, который четко выделяется на фоне полированной поверхности металла.

Во второй половине XIX в. в Украине появляются первые технически оснащенные мастерские по производству массовой продукции. Так, 1851 году в Бердичеве была открыта фабрика Израеля Заходера, изделия которой пользовались спросом не только в Украине, но и за ее пределами. Но самой известной в Украине стала открытая 1878 году на Подоле мастерская Иосифа Маршака. Вскоре ее переместили на Крещатик и превратили на большую ювелирную фабрику. Участие Маршака с изделиями фабрики на выставках в Антверпене, Париже, Петербурге, Льеже принесла ему мировое признание.

Фабрика выпускала украшения из золота, ассортимент которых отмечался большим разнообразием и отвечал самым изысканным вкусам покупателей. Из серебра изготавливались столовые сервизы, подсвечники, кубки, стаканы и т.п. Фабрика просуществовала до 1918 года.

В начале XX в. Киев сохранял статус самого крупного ювелирного центра Украины. В 1913 году в городе было 38 ювелирных мастерских и магазинов; почти все они были расположены на Крещатике и близлежащих к нему улицах. Однако изменение политического режима отрицательно повлияло на развитие ювелирного искусства в Украине, где длительное время не было даже учебных заведений, в которых можно было бы получить специальность ювелира. Отдельные мастера, которые приезжали из России, не могли удовлетворить спрос общества на высококвалифицированных специалистов. На существующих в Украине ювелирных предприятиях, подчиненных „Союзювелирпрому”, в основном вырабатывалась недорогая серийная продукция, и лишь незначительная часть изделий отмечалась высоким художественным уровнем. Тем не менее во второй половине XX в. ситуация значительно улучшилась. А 70-80-е годы считаются периодом всплеска ювелирного производства в Украине. Выполненные в настоящее время предметы входили в раздел музея, который называлось „Современное ювелирное искусство Украины”.

Профессиональные мастера и любители, которые работали тогда в системе Художественного фонда Украины, чувствовали себя более свободными в отношении реализации своих творческих планов. Именно их работы, изготовленные в одном экземпляре, на высоком художественном уровне, служат основой этой коллекции. Творческая независимость, поиск новых источников вдохновения, усовершенствования технических приемов, новое художественное видение - вот основные признаки их достояния. Особой выразительностью и оригинальностью отличаются работы художников-ювелиров Киева, Днепропетровска, Запорожья, Харькова, Одессы, Симферополя. Часто не имея возможности работать с драгоценными металлами, они экспериментировали со сплавами (мельхиор, нейзильбер), титан, использовали нетрадиционные материалы для украшения своих изделий. Однако художники-ювелиры всегда стремились погрузиться в мир старинных узоров, возвратиться к традиционным материалам (золото, серебро) и техникам (литье, гравировка, чеканка, скань, глиптика). Созданная в Киеве в 1985 году творческая группа, в состав которой вошли ведущие ювелиры Украины, продолжила поиск новых композиционных, технологических, образных решений. В изготовленных предметах ощущается тяга мастеров к природным мотивам как к вечному источнику воодушевления. Эти изделия или полностью повторяют формы растений и образы животных, или создают образно-ассоциативные композиции. Даже их названия носят поэтический характер: „Липовый цвет”, „Нежность” (В. Хоменко), „Вишневые хризантемы” (В. Друзенко).

В 70-80-х годах XX в. ювелиры Украины активно выходят на международную арену, принимая участие в престижных выставках. Дипломантами одной из таких выставок, которая проходила в городе Яблонец (бывшая Чехословакия), стали ведущие художники-ювелиры Украины - В. Друзенко (Киев), Е. Жданов, Ю. Федоров, А. Михальянц, А. Пысьменный, Т. Пысьменная (Симферополь). Принимали участие в зарубежных выставках и художники киевского производственного объединения „Ювелирпром”, изделия которых также представлены в музее. В 1990 году лучшие работы украинских мастеров из коллекции музея демонстрировались на выставке в городе Эстергом (Венгрия).

Музей исторических драгоценностей Украины неоднократно организовывал персональные выставки художников-ювелиров, что дало возможность мастерам полнее представитьвое творчество.

В музее также представлены ювелирные изделия XVII-начала XX вв., изготовленные в ювелирных центрах Российской империи. В Украину они попали разными путями: как подарки монастырям и высшему духовенству от лиц царской семьи, от придворных вельмож, представителей дворянства, купцов; как предметы, которые разные слои украинского общества закупали на многочисленных ярмарках для украшения себя и своего помещения, и предметы, которыми повседневно пользовались в быту. Среди них многочисленную группу составляют изделия русских мастеров: изысканная серебряная посуда, женские украшения, живописные эмали и т.п. XIX - начало XX вв. представлен предметами, выполненными знаменитейшими русскими ювелирными фирмами Павла Сазикова, Юлия Раппопорта, Павла Овчинникова, Карла Фаберже.

Периодом расцвета ювелирного искусства отмечены изделия армянских мастеров, которые достигли высокого уровня исполнения в технике скани. Работая за пределами своей исторической родины, они оказывали содействие развитию ювелирного искусства тех городов, в которых жили и работали. В Украине значительными центрами культурной и художественной деятельности армянских художников были города Львов и Каменец-Подольский.

Отдельную группу музейного собрания составляют изделия, которые происходят из Грузии и Средней Азии. Они, вероятно, были дипломатическими подарками или предметами коллекционирования.

Произведения мастеров Грузии, одного из древнейших центров художественной обработки металла, отражают творческие представления, навеянные особенностями местного мировосприятия. Они являются образцами высоких технологических достижений, которыми характеризовались изделия основных центров ювелирного дела - Тифлиса, Ахалциха, Гори, Кутаиси.

Ювелирное искусство Средней Азии представлено произведениями из Бухары, которая издавна была местом, где встречались разнообразные культурные течения всего окружающего региона - Ирана, Афганистана, Индии, стран Кавказа и прочие. Эти предметы отличаются высоким мастерством исполнения, пышностью, яркостью, многокрасочностью, древними традициями, которые уходят в глубину тысячелетий.

сайт создан компанией